Тема 1. Уровень налогообложения в мировой экономике: сравнительный анализ
1. Налоговое нагрузка
и показатели его расчета в
мировой практике.
2.Сравнительный анализ уровня налогообложения в
юрисдикциях с либеральным налогообложением.
3. Налоговая нагрузка
в странах с высоким уровнем налогообложения
Литература (1,3,4,5)
Налоговая политика может считаться
эффективной лишь в том случае, когда она
не только обеспечивает
финансовыми ресурсами текущие
потребности государства, но и не снижает стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывает его к постоянному поиску путей повышения
результативности хозяйствования. В этой
связи показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на
налогоплательщика является достаточно серьезным
измерителем качества налоговой системы.
Выражение «налоговое бремя», или
«налоговая нагрузка», или «тягость налогов» и т.п. появилось в самых первых
текстах, в которых речь шла о налогах, но его наполнение реальным количественными
оценками можно отнести ко времени
окончания Первой мировой войны, когда
расчеты по международной задолженности и
репарационные платежи потребовали сопоставления общего уровня обложения в
разных странах. Для таких межгосударственных сопоставлений и используется показатель налогового
бремени.
Имеются еще две наиболее важных сферы применения этого
показателя, на что указывают многие авторы:
1. урегулирование
финансовых взаимоотношений между субъектами в федеративных государствах;
2. проведения финансовых (налоговых) реформ при
определении высоты возможного обложения[1].
Налоговое
бремя (на макроуровне) – это обобщенный показатель, характеризующий
роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов
и сборов к валовому внутреннему продукту. Иными словами, налоговое бремя
отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется
посредством бюджетных механизмов. Этот показатель чаще всего используется
в практике для расчета налоговой нагрузки в целом по стране и
сопоставления его с другими государства.
Данные об
уровне налогообложения отдельных
индустриально – развитых стран мира характеризует таблица 1. Хотя конкретные
цифры из года в год меняются, основные тенденции в достаточной мере устойчивы.
Таблица 1. - Налоговые доходы
консолидированного бюджета в
некоторых странах Европейского союза, %
от ВВП
|
|
2000
|
2003
|
2009
|
|
Германия
|
37,8
|
36,8
|
36,2
|
|
Франция
|
45,2
|
45,0
|
44,2
|
|
Финляндия
|
46,5
|
46,0
|
45,7
|
|
Италия
|
41,9
|
42,0
|
41,1
|
|
Великобритания
|
37,2
|
37,3
|
35,9
|
|
Испания
|
35,2
|
35,2
|
35,6
|
|
Португалия
|
34,3
|
33,5
|
34,0
|
|
Швеция
|
54,0
|
51,4
|
50,6
|
|
Дания
|
58,5
|
58,2
|
59
|
|
Швеция
|
58,4
|
58,1
|
58,0
|
|
Европейский Союз
|
41,4
|
41,0
|
40,5
|
Источник: официальные данные
Минфина России
Важным фактором,
определяющим, приемлемость той или иной
налоговой нагрузки, является степень возврата
государственных средств. Как
видно из вышеприведённой таблицы, наиболее высокий уровень налогообложения
характерен для Скандинавских стран (Дания – 59%; Швеция – 58%; Норвегия – 55%),
выбравших социально ориентированную модель рыночной экономики. И это не
случайно. Именно в этих странах размер среднедушевых валовых доходов и уровень
социальных гарантий значительно выше, чем в США и европейских странах
Теория и практика налогов говорит
о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый
предел зависит от многих переменных показателей, каждое исследование
характеризует конкретную ситуацию. “Какую часть чистого народного дохода могут
поглощать подати, на это нельзя дать общего правила, так как одна и та же доля,
которая в одной стране, вследствие продолжительной привычки, уплачивается
легко, в другой, где до того времени существовал низкий размер подати, может
оказаться чрезмерно высокой.
По уровню налогового бремени
все страны мира условно можно разделить на две большие группы:
• юрисдикции с высокими
налогами;
• юрисдикции с либеральным
налогообложением. К юрисдикциям с высокими налогами относятся большинство
стран с развитой экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального
подоходного налога составляют порядка 30—60%, а ставки налогов на распределение
прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти — 15—35%. В этих странах
существует жесткая процедура создания компании, контроль финансовой отчетности,
а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные
и уголовные санкции.
В 2000 г. доля налоговых поступлений в ВВП
была:
• невысокой (до 36%) в США,
Испании, Великобритании, Швейцарии;
• умеренной (36— 40%) в
Германии;
• довольно высокой (40,1 — 45%)
в Австрии, Люксембурге, Италии, Норвегии, Польше, Франции;
• очень высокой (свыше 45%) в
Бельгии, Финляндии, Швеции[2].
Большой
проблемой для экономики любой страны в условиях действия высоких налоговых
ставок является проблема уклонения от налогообложения, переход к наличным
расчетам, сокрытию прибылей.
Согласно
экспертным оценкам в настоящее время в США "теневой" экономикой
создается около 15% ВВП. В Российской Федерации оборот "теневой"
экономики составляет до 20% ВВП, по данным статистических органов России (более 40%, по данным Минфина РФ).
Одной из целей экономики
предложения была отмена налоговых льгот. В середине 80-х годов различные льготы
корпоративному сектору экономики США привели к потере для федерального бюджета
потенциально налоговых сумм в размере 1 млрд. долл. США, а к 2000 г. эти потери
оценивались в 2,5 млрд. долл. США. Приоритет остался за инвестиционными
налоговыми льготами.
Если принять во внимание
открытость экономики и свободу перемещения факторов производства, то проблема
налогообложения надо рассматривать в глобальном масштабе. "Налог,
изгоняющий из страны капиталы, неизбежно губит все источники дохода", —
писал А. Смит. Только за 1999 г. отток капитала из Франции составил 50 млрд.
долл. США[3].
Юрисдикции с либеральным налогообложением
делятся на три вида:
а) юрисдикции без прямых налогов
на доходы физических лиц и организаций. В данных странах применяются лишь
косвенные налоги в виде ежегодных пошлин за ведение бизнеса, разовых
регистрационных сборов и т.д. Так, в Карибском регионе пошлина составляет
100—1600 долл. США;
б) юрисдикции с низким уровнем
прямых налогов. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога
для определенных категорий налогоплательщиков — менее 30%, а в ряде случаев
налоги не превышают 10%. К данной группе относятся Кипр, Венгрия, Израиль, Швейцария;
в) юрисдикции с высокими налоговыми
ставками, которые предоставляют налоговые преимущества некоторым типам
компаний. Некоторые страны с развитой экономикой для привлечения зарубежных
инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют для компаний,
ведущих такую деятельность, особый порядок налогообложения. К ним относятся,
например, Бенилюкс, Ирландия.
Следует отметить, что налоговые
гавани допускают упрощенную процедуру отчетности перед налоговыми органами, а
в ряде юрисдикции неуплата налогов и сокрытие доходов вообще не считаются
уголовными преступлениями. В мировой экономике идет жесткая конкуренция между
странами с высоким уровнем налогообложения и налоговыми гаванями, приводящая к
перераспределению капиталов и рабочей силы в глобальной экономике в зависимости
от величины налогового бремени.
[1] Горский И.В. Методологические аспекты налогового
бремени предприятий. // Налоговый
вестник. 2005.-№1.- С.12; 2004 - №6-С.28.
[2] Александров
И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М., 2005.- с.15-36
[3]
Всемирная история экономической мысли. В 6 т. /Гл. ред. В.Н. Черковец. - М.,
2004. - Т. 6. - С. 35.
Комментарии
Отправить комментарий