Дисциплина "Налогообложение субъектов малого бизнеса". Материал для подготовки к практическому занятию " Основы налогообложения бизнеса"


Модуль 1.  Основы налогообложения бизнеса
Тема 1. Основы налогообложения предпринимательской.деятельности.   Вопросы к теме:  1. Понятие терминов «бизнес», «бизнесмен», «предприниматель», и «предпринимательство».  2. Место и роль  бизнеса в экономике РФ Мировой опыт развития бизнеса.  3. Развитие предпринимательства в РФ.  4. Налогообложение  бизнеса при применении различных режимов, действующих на территории РФ.  


1. Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность
При любой экономической системе есть силы, которые являются ведущими в осуществлении основной экономической цели данной системы. В планово-административной системе – это государственные предприятия, в рыночной – бизнес и предпринимательство всех форм собственности, разделяемые по объемам производства на малый, средний и крупный бизнес. Существенное значение играют малые формы бизнеса из-за их многочисленности и высокой рентабельности.
Бизнес и предпринимательство – одни из главных элементов рыночной экономики, без них государство не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта.
В последнее время такие понятия, как «бизнес» и «предпринимательство», стали смешиваться и утрачивать свой первоначальный смысл.
Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес – это любая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая путем реализации пользующихся спросом товаров и услуг.
Однако существуют и другие определения, более адаптированные к реальным условиям, например: бизнес – это предпринимательская деятельность, которая ведется субъектами рыночной экономики и государственными органами за счет собственных или заемных средств под свою ответственность и главными целями которой являются получение прибыли и развитие собственного предприятия.
Предпринимательство или предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная с риском, осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.
Разделить эти понятия сложно, поскольку они равнозначны, однако, безусловно, имеются отличия. Бизнес, как и предпринимательская деятельность, делится по размерам своей реализации на крупный, средний и малый. Они отличаются существенно и в объемах производства, и в размерах основных фондов, и в трудовых и финансовых ресурсах. Крупный бизнес – это одна из основ современной экономики, а мелкое и среднее предпринимательство – важный показатель ее состояния и развития. Предпринимательство как основа бизнеса предполагает собственное дело, что всегда связано с опасностью потерять его и лишиться затраченных материальных и интеллектуальных ресурсов.

2) Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. От уровня развития малого бизнеса зависят такие показатели, как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость,  способно активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Являясь социальной основой существующей политической и экономической системы, малый бизнес через огромное количество мелких собственников, определяет устойчивость рыночной системы хозяйствования. Его становление и развитие – одна из основных проблем экономики.
Однако, в нынешней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно - должна быть мощная государственная поддержка. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса и  рыночной экономики в целом.  Государственная поддержка предпринимательства предполагает создание экономических и правовых условий и стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях,.
Малый бизнес  «способствует экономическому росту как отдельных государств, так и мировой экономики в целом. Доля малого и среднего предпринимательства в производстве ВВП в экономически развитых государствах колеблется от 50% (США и Япония) до 70% (в среднем по Европейскому союзу). Несколько иная ситуация сложилась в российской экономике. Вклад малого предпринимательства в производство ВВП составляет чуть более 10%, а доля занятых в данной сфере хозяйственной деятельности не превышает 20%»[1].
3. Развитие предпринимательства в РФ
3) Важной вехой в развитие малого и среднего предпринимательства в РФ следует считать введение специальных налоговых режимов. Их введение в нашей стране, безусловно,  с переходом к рыночной системе хозяйствования. Многообразие форм собственности, которую предполагает рыночная экономика, требовала государственной политики поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса в России.
В 1987 г. был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР». В том же году был принят Закон «О кооперации в СССР», который вступил в силу в июне 1988 г., когда уже около 200 тыс. человек занимались реальным мелким предпринимательством под вывеской индивидуальной трудовой деятельности. Закон «О кооперации» легализовал частное предпри­нимательство в ряде производственных областей и сфере услуг[2].
«В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. В результате предпринятых государственных мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере. Тем не менее, на малые предприятия начинается оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% ставка НДС, 35 % ставка налога на прибыль, от 50 % и выше – на коммерческий кредит. Развитие налогообложения малого бизнеса связано с выходом в свет постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Предусматривался комплекс первоочередных мер по стимулированию малых предприятий»[3].
Следует отметить, что «решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства в этот период не было сделано. Глав­ным препятствием  для развития малого предпринимательства было отсутствие стабильной нормативной и законодатель­ной базы и фискальное бремя, препятствующее становлению малого бизнеса. В период с 1995 по 1998 годы, отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем».[4]
Главной особенностью формирования налоговой базы предприятиями малого предпринимательства являлось формирование налоговой базы на основании данных бухгалтерского учета, который вели в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 № 222-ФЗ. Особый налоговый режим был предусмотрен и для крестьянских (фермерских) хозяйств. Начиная с 1994 г., не облагалась налогом прибыль, полученная крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Введение новой системы налогообложение, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ, должно было максимально упростить взаимоотношения малого бизнеса с бюджетом. Однако по официальным данным статистических органов вначале 21 века ее применяли лишь около 3% потенциальных пользователей.
В  июле 1998 г. был принят Федеральный закон №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Применение единого налога увеличило доходную базу бюджетов регионов. Однако закон не был лишен отдельных недоработок и спорных моментов. Например, недостаточно был проработан вопрос о порядке ведения раздельного учета результатов хозяйственной деятельности многопрофильных организаций. Это повлекло за собой двойственное налогообложение их имущества, фонда оплаты труда и доходов.
Естественно, накопившиеся проблемы потребовали очередных шагов в направлении совершенствования российской налоговой системы, которые нашли отражение в Налоговом кодексе РФ.  В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 г. было введено понятие "специальный налоговый режим". Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.
Налоговая система современной России за период своего существования соединила в себе особенности налогообложения   различных стран, но в целом системы налогообложения, применяемые малыми предприятиями, приближены к странам Европейского Союза.
В современных условиях, налоговое законодательство нашей страны не выделяет субъекты малого предпринимательства, с использованием таких терминов как «малое предпринимательство», «малые предприятия», «малый бизнес». Таким образом, данные субъекты не попадают под особую  категорию налогоплательщиков, в том числе в отношении тех или иных льгот. При этом в налоговом законодательстве введены понятия «общий налоговый режим», «специальный налоговый режим».
Такое деление налоговых режимов в отечественной системе налогообложения можно считать альтернативными вариантами налогообложения для субъектов малого предпринимательства, использование которых может снизить налоговую нагрузку для налогоплательщиков - малых предприятий.
            В России  развитие малого и среднего бизнеса последние несколько лет провоз­глашается, как одно из приоритетных направлений бюджетной политики. Каждый из перечисленных выше законов устанавливают права и обязанности для субъектов малого предпринимательства, которые предоставляют им особые, льготные условия осуществления предпринимательской деятельности. Но следует отметить, что все перечисленные нормативно-правовые акты не систематизированы и не обобщены в рамках единого закона. Одни акты опираются на Налоговый  кодекс и служат его производной, другие, на Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства.

4. Налогообложение  бизнеса при применении различных режимов, действующих на территории РФ
3)Одним из инструментов государственной поддержки, обеспечивающих успешное функционирование предприятий малого бизнеса, является механизм налогового регулирования их деятельности, отвечающий интересам государства и налогоплательщиков.   С одной стороны налоговая система только стимулирует развитие данной сферы экономики, нуждающейся в разносторонней государственной поддержке, с другой стороны создает серьезные проблемы при осуществлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельности субъектов малого предпринимательства.
Правильно установленные налоги   в  сочетании с другими методами государственного  регулирования служат наиболее эффективным  инструментом воздействия на развитие индивидуального  предпринимательства. Малое предпринимательство стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем.
  Необходимо отметить, что в последние годы налогообложению малого  уделялось определенное внимания. В данной сфере экономики значительно больше новаций, чем в других секторах экономики. Прежде всего, это отражается, на  введение специальных режимов налогообложения  для субъектов   малого предпринимательства с 1.01. 2003 г.,  в частности  главы 26. 2. «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ и главы 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход». В последующие годы (2004 – 2019 гг.) в  данные главы были  внесены ряд изменений и дополнений. С 1.01.2013 г. введена в действие гл. 26.5  НК РФ  «Патентная система налогообложения», а с 2019г. «Налог на профессиональный доход».  Однако, в данном направлении налогообложения имеются еще отдельные проблемы.




[1] Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены// Экономика. Налоги. Право. 2018 - № 1
[2] Рубе В.А. Малый бизнес в экономике. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. / Под редакцией А. Д. Шеремета. - М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 22
[3] Иманшапиева, М.М. Формирование рациональной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства на современном этапе : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.10
[4] Иманшапиева, М.М. Формирование рациональной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства на современном этапе : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.10


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виды информационных источников

Тема: "Методология научного исследования" (дисциплина "Научно-исследовательский семинар", для магистров)