Налоговая политика
ТЕМА: Налоговая
политика государства
1. Налоговая политика государства, ее типы,
цели и задачи. Кривая Лаффера
2. Налоговый механизм как орудие реализации налоговой
политики государства
3. Налоговое регулирование экономики. Налоговые теории (частные
и общие, классическая, кейнсианская, теория экономики предложения и др.)
4. Налоговое планирование и прогнозирование
(самостоятельно)
1)Налоговая
политика
Налоговая политика – это
совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по
формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых
потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития
экономики страны.
Под целью налоговой политики понимают
важнейший ориентир, которую необходимо обязательно достигнуть субъекту в
результате реализации своей налоговой политики. Различают следующие цели
государственной налоговой политики: фискальные; экономические; социальные;
экологические; международные.
При проведении налоговой политики
государство должно преследовать следующие цели:
1) фискальную – мобилизация части
создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему страны, для
финансирования общегосударственных, региональных и местных про-грамм
социально-экономического развития;
2) экономическую – целенаправленное
воздействие на экономику через налоговый механизм, с целью проведения
структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения
национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах,
регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и
инвестиционной деятельности в регионах РФ;
3) социальную – относительная ликвидация или
сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами
за счёт предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и
участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;
4) экологическую – охрана окружающей среды и
рациональ-ное природопользование за счёт усиления роли экологических налогов и
штрафных санкций, как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где
допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу
загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения
экологической ситуации на своих территориях;
5) контрольную – за счёт эффективной
организации налогово-го контроля достигается не только увеличение поступления
налогов в бюджеты разных уровней и соблюдение налоговой дисциплины.;
6) международную – укрепление экономических
связей с дру-гими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних
соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных
пошлин и гармонизации налоговых систем.ие важнейших целей государственной
налоговой политики.
Различают
следующие типы налоговой политики: 1) политика
максимальных налогов 2) политика, предусматривающая высокий уровень налоговой
нагрузки, в сочетании с высоким уровнем
социальных гарантий 3)политика низких налогов.
-
При первом типе, основными факторами налоговой политики в данном
случае являются: высокое налоговое бремя; значительная доля государства в
экономике; высокий уровень государственных инвестиций; низкий уровень
социальных расходов.
Приоритетом налоговой политики в
данном случае являются фискальные цели, остальные – второстепенны. В этом случае государство устанавливает
достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое
число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых
ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный тип
налоговой политики проводится государством, как правило, в экстраординарные
моменты его развития, например, в период экономических кризисов, войн,
революций. Подобная налоговая политика
проводилась в России с самого начала экономических реформ в 1992 г.
-
Второй тип налоговой политики, который
также характеризуется повышенным налоговым бременем, высокой долей участия
государства в экономике. Отличается от
предыдущего высоким уровнем социальных расходов и значительными
государственными инвестициями в экономику.
Сущность этого типа налоговой политики состоит в обобществлении
значительной части ВВП за счет высокопрогрессивных и поимущественных налогов,
взимаемых с наиболее обеспеченной части населения, и перераспределении этих
средств с помощью бюджетных механизмов в доходы наименее обеспеченной части
населения. Такой тип налоговой политики обеспечивает существенное нивелирование
в обществе, т.е. выравнивание доходов наиболее богатых и бедных слоев населения
после налогообложения. Эта политика применяется в скандинавских странах
(Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии), где высокий уровень налоговой нагрузки
(более 50% ВВП) сопровождается беспрецедентно высоким уровнем социальной
ответственности государства перед
гражданами.
-
Налоговая политика минимальных налогов
характеризуется установлением минимальной налоговой нагрузки на
экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением
государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов
2)Налоговый
механизм
2) Налоговую политику осуществляют Президент
РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти,
наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным
за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации,
является Министерство финансов РФ, а за её выработку и осуществление -
Федеральная налоговая служба РФ.
Налоговая политика находит свое выражение в
налоговом праве и налоговом механизме. Под налоговым правом, как правило, понимают
совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, которые
определяют основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
в сфере налогообложения.
Для
успешной реализации налоговой политики государство использует налоговый механизм, являющийся частью
финансового механизма. Налоговый механизм представляет собой
совокупность организационно – правовых форм и методов управления налоговыми
отношениями государства и налогоплательщиков. Под налоговым механизмом понимают совокупность
правил и инструментов, которые определяют порядок исчисления и уплаты налогов,
а также меры для поддержания общей налоговой дисциплины в стране. Содержание
налогового механизма составляют организационно – экономические и правовые
отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета.
Все
элементы налогового механизма (налоговый контроль, налоговое планирование и
регулирование) разграничены условно, поскольку на практике они нередко
пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают органичным целым,
ибо они есть проявление регулирующей налоговой функции.
В
РФ с начала экономических реформ (1992 г.) стал реализовываться первый тип
налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок
для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало,
вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в
отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту
задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства. Все это стало одной из главных причин
разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствиями
которого, в частности, стали изменившаяся налоговая политика и усиление
регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное
использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.
3)Налоговые теории - это:
·
система
научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в
экономической и социально-политической жизни общества;
·
модели
построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами
того или иного назначения.
Налоговые теории подразделяют на:
·
общие теории
налогов представляют собой научно-систематизированные знания о сущности
налогов;
·
частные
теории налогов изучают отдельные вопросы налогообложения.
К общим теориям налогов относятся:
·
теория
обмена признает возмездный характер налогообложения, т.е. граждане посредством
уплаты налогов «покупают» у государства определенные общественные товары
(начало XVII в.);
·
атомистическая
теория, являясь разновидностью теории обмена, рассматривает налог как результат
договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит
государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Представители: Себастьен де
Вобан (1633—1707 гг.); Ш. Монтескье (1689—1755 гг.); Т.Гоббс (1558—1679 гг.);
Вольтер (1694—1778 гг.); О.Мирабо (1749—1791 гг.);
·
теория
наслаждения рассматривает налоги как цену, уплачиваемаю гражданином за
получаемые им от общества наслаждения. Представитель: Ж. Си- монд де Сисмонди
(1773—1842 гг.);
·
«теория
налога как страховой премии» считает что налог - это страховой платеж, который
уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска.
Представители: А.Тьер (1797—1877 гг.); Дж. Мак- Куллох (1789—1864 гг.);
·
Классическая
теория налогов (теория налогового нейтралитета) рассматривает налоги как один
из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по
содержанию правительства в условиях свободной рыночной экономики, цель налога —
финансирование государственных расходов. Представители: А. Смит (1723—1790
гг.), Д. Рикардо (1772—1823 гг.);
·
кейнсианская
теория признает налоги главным рычагом регулирования экономики и выступают
инструментом эффективного и справедливого развития экономической системы.
Представители: Дж.Кейнс (1883—1946 гг.) и его последователи А. Хансен
(1887-1975 гг.), Р. Харрод (1900-1978 гг.) и другие;
·
налоговая
теория монетаризма основана на количественной теории денег, а налоги наряду с
другими инструментами регулирования реального и денежного рынков воздействуют
на монетарное обращение. Например, через налоги изымаются излишнее количество
денег из обращения. Представитель: М. Фридмен (1912-2006 гг.);
·
теория
экономики предложения исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно
влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге
приводит и к уменьшению налоговых платежей.
Представители: М. Бернс (1904-1987 гг.), Г. Стайн
(1916-2001 гг.) и А. Лэффером (1940 г.)
К частным теориям налогов относятся:
·
теория
соотношения прямого и косвенного обложения. В раннем Средневековье налоговые
системы строились на прямом налогообложении, с конца ХVII в. до начала ХК в.
преимуществом обладали косвенные налоги. В настоящее время одним из принципов
построения налоговой системы является оптимальное сочетание между косвенным и
прямым налогообложением: прямое налогообложение предназначено для достижения
справедливого распределения дохода, а косвенное — для эффективного исполнения
фискальной функции государственных финансов;
·
теория
единого налога в большей степени является социально-политической, нежели
экономической. Посредством единого налога предполагалось «ликвидировать»
бедность. Единый налог — это единственный, исключительный налог на один
определенный объект налогообложения. Теория была популярна в Англии XVIII в.; в
XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвигая идею
«единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения
всеобщего достатка и «социального мира».
·
теория
соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения. Сторонниками
пропорционального налогообложения выступали представители имущих классов и
защитники минимального искажения экономической активности вследствие деятельности
государства. Прогрессивные налоги как механизм перераспределения доходов и
имущества встречаются в работах А. Смита, Ж.Руссо (1712—1778 гг.) и Ж.Сэя
(1767—1832 гг.). Прогрессивное налогообложение представлялось элементом
социалистического переустройства общества (К.Маркс (1818 - 1883 гг. )и Ф.
Энгельс (1820 - 1895 гг.));
·
теория
переложения налогов основана на том, что перемещение бремени происходит на
рынках. Через обменные и перераспределительные процессы возникает возможность
расхождения de-jure и de-facto плательщиками. Основоположником теории
переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), развил эту
теорию Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.). Современные авторы Эн. Аткинсон (1943
г.) и Дж.Стиглиц (1943 г.), Р. Мас- грейв (1910-2007 гг.) связали проблему
перемещения налогового бремени с идентификацией источника налога,
экономическими институтами и политическими процедурами принятия решений в
данном государстве
Комментарии
Отправить комментарий