Налоговая политика


ТЕМА: Налоговая политика государства
 1. Налоговая политика государства, ее типы,  цели и  задачи. Кривая Лаффера
2. Налоговый механизм как орудие реализации налоговой политики государства
3. Налоговое регулирование экономики. Налоговые теории (частные и общие, классическая, кейнсианская, теория экономики предложения и др.)
4. Налоговое планирование и прогнозирование (самостоятельно)
1)Налоговая политика
            Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны.  
           Под целью налоговой политики понимают важнейший ориентир, которую необходимо обязательно достигнуть субъекту в результате реализации своей налоговой политики. Различают следующие цели государственной налоговой политики: фискальные; экономические; социальные; экологические; международные.
     При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:
1)      фискальную – мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему страны, для финансирования общегосударственных, региональных и местных про-грамм социально-экономического развития;
2)      экономическую – целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм, с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;
3)      социальную – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счёт предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;
4)      экологическую – охрана окружающей среды и рациональ-ное природопользование за счёт усиления роли экологических налогов и штрафных санкций, как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации на своих территориях;
5)      контрольную – за счёт эффективной организации налогово-го контроля достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней и соблюдение налоговой дисциплины.;
6)      международную – укрепление экономических связей с дру-гими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.ие важнейших целей государственной налоговой политики.
       Различают следующие типы налоговой политики: 1) политика максимальных налогов 2) политика, предусматривающая высокий уровень налоговой нагрузки,  в сочетании с высоким уровнем социальных гарантий 3)политика низких налогов.
        -    При первом типе, основными факторами налоговой политики в данном случае являются: высокое налоговое бремя; значительная доля государства в экономике; высокий уровень государственных инвестиций; низкий уровень социальных расходов.
          Приоритетом налоговой политики в данном случае являются фискальные цели, остальные – второстепенны.  В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный тип налоговой политики проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, например, в период экономических кризисов, войн, революций.   Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ  в 1992 г.  
- Второй  тип налоговой политики, который также характеризуется повышенным налоговым бременем, высокой долей участия государства в экономике.  Отличается от предыдущего высоким уровнем социальных расходов и значительными государственными инвестициями в экономику.   Сущность этого типа налоговой политики состоит в обобществлении значительной части ВВП за счет высокопрогрессивных и поимущественных налогов, взимаемых с наиболее обеспеченной части населения, и перераспределении этих средств с помощью бюджетных механизмов в доходы наименее обеспеченной части населения. Такой тип налоговой политики обеспечивает существенное нивелирование в обществе, т.е. выравнивание доходов наиболее богатых и бедных слоев населения после налогообложения. Эта политика применяется в скандинавских странах (Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии), где высокий уровень налоговой нагрузки (более 50% ВВП) сопровождается беспрецедентно высоким уровнем социальной ответственности государства перед  гражданами. 
- Налоговая политика минимальных налогов  характеризуется установлением минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов
2)Налоговый механизм
2)    Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а за её выработку и осуществление - Федеральная налоговая служба РФ.
             Налоговая политика находит свое выражение в налоговом праве и налоговом механизме. Под налоговым правом, как правило, понимают совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, которые определяют основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогообложения.
Для успешной реализации налоговой политики государство использует налоговый механизм, являющийся частью финансового механизма.   Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно – правовых форм и методов управления налоговыми отношениями государства и налогоплательщиков.  Под налоговым механизмом понимают совокупность правил и инструментов, которые определяют порядок исчисления и уплаты налогов, а также меры для поддержания общей налоговой дисциплины в стране. Содержание налогового механизма составляют организационно – экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета.
Все элементы налогового механизма (налоговый контроль, налоговое планирование и регулирование) разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают органичным целым, ибо они есть проявление регулирующей налоговой функции.
       В РФ с начала экономических реформ (1992 г.) стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства.  Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствиями которого, в частности, стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

3)Налоговые теории - это:
·         система научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества;
·         модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Налоговые теории подразделяют на:
·         общие теории налогов представляют собой научно-систематизированные знания о сущности налогов;
·         частные теории налогов изучают отдельные вопросы налогообложения.

К общим теориям налогов относятся:
·         теория обмена признает возмездный характер налогообложения, т.е. граждане посредством уплаты налогов «покупают» у государства определенные общественные товары (начало XVII в.);
·         атомистическая теория, являясь разновидностью теории обмена, рассматривает налог как результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Представители: Себастьен де Вобан (1633—1707 гг.); Ш. Монтескье (1689—1755 гг.); Т.Гоббс (1558—1679 гг.); Вольтер (1694—1778 гг.); О.Мирабо (1749—1791 гг.);
·         теория наслаждения рассматривает налоги как цену, уплачиваемаю гражданином за получаемые им от общества наслаждения. Представитель: Ж. Си- монд де Сисмонди (1773—1842 гг.);
·         «теория налога как страховой премии» считает что налог - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Представители: А.Тьер (1797—1877 гг.); Дж. Мак- Куллох (1789—1864 гг.);
·         Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства в условиях свободной рыночной экономики, цель налога — финансирование государственных расходов. Представители: А. Смит (1723—1790 гг.), Д. Рикардо (1772—1823 гг.);
·         кейнсианская теория признает налоги главным рычагом регулирования экономики и выступают инструментом эффективного и справедливого развития экономической системы. Представители: Дж.Кейнс (1883—1946 гг.) и его последователи А. Хансен (1887-1975 гг.), Р. Харрод (1900-1978 гг.) и другие;
·         налоговая теория монетаризма основана на количественной теории денег, а налоги наряду с другими инструментами регулирования реального и денежного рынков воздействуют на монетарное обращение. Например, через налоги изымаются излишнее количество денег из обращения. Представитель: М. Фридмен (1912-2006 гг.);
·         теория экономики предложения исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей.
Представители: М. Бернс (1904-1987 гг.), Г. Стайн (1916-2001 гг.) и А. Лэффером (1940 г.)

К частным теориям налогов относятся:
·         теория соотношения прямого и косвенного обложения. В раннем Средневековье налоговые системы строились на прямом налогообложении, с конца ХVII в. до начала ХК в. преимуществом обладали косвенные налоги. В настоящее время одним из принципов построения налоговой системы является оптимальное сочетание между косвенным и прямым налогообложением: прямое налогообложение предназначено для достижения справедливого распределения дохода, а косвенное — для эффективного исполнения фискальной функции государственных финансов;
·         теория единого налога в большей степени является социально-политической, нежели экономической. Посредством единого налога предполагалось «ликвидировать» бедность. Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. Теория была популярна в Англии XVIII в.; в XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвигая идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира».
·         теория соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения. Сторонниками пропорционального налогообложения выступали представители имущих классов и защитники минимального искажения экономической активности вследствие деятельности государства. Прогрессивные налоги как механизм перераспределения доходов и имущества встречаются в работах А. Смита, Ж.Руссо (1712—1778 гг.) и Ж.Сэя (1767—1832 гг.). Прогрессивное налогообложение представлялось элементом социалистического переустройства общества (К.Маркс (1818 - 1883 гг. )и Ф. Энгельс (1820 - 1895 гг.));
·         теория переложения налогов основана на том, что перемещение бремени происходит на рынках. Через обменные и перераспределительные процессы возникает возможность расхождения de-jure и de-facto плательщиками. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), развил эту теорию Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.). Современные авторы Эн. Аткинсон (1943 г.) и Дж.Стиглиц (1943 г.), Р. Мас- грейв (1910-2007 гг.) связали проблему перемещения налогового бремени с идентификацией источника налога, экономическими институтами и политическими процедурами принятия решений в данном государстве



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виды информационных источников

Примерная характеристика разделов магистерской диссертации и рекомендации по их написанию (для магистров)