Тема 12. Гармонизация национальных налоговых систем в
мировой экономике
(устный
опрос, тестирование)
1. Налоговая гармонизация и ее
значение.
2. Основные категории международного налогового права.
3. Международные налоговые соглашения.
4. Мировой
Налоговый кодекс (самостоятельно).
С середины 80-х гг. ХХв. в результате углубления процессов международной
экономической интеграции получили свое динамичное развитие тенденции по гармонизации налоговых систем и налоговой
политики.
Гармонизация позволяет устранить такие
негативные налоговые явления, как международное двойное налогообложение, не
состыковки при уплате косвенных налогов, таможенные войны и т. д.
Гармонизация не означает полную унификацию всех
налоговых систем, гармонизация — это процесс приведения к соответствию,
взаимной соразмерности, «созвучности» налоговых систем различных государств.
Решающую роль в ней играют
международные договоры.
Ориентация на унификацию фискальной политики особенно заметна у стран —
членов ЕЭС в процессе создания единого европейского рынка, но ее нельзя не
заметить и в других странах. Положение об унификации национальных налоговых систем
и налогового законодательства впервые было зафиксировано в Римском договоре от
25 марта 1957 года. Это фактически означало создание Европейского
Экономического Сообщества (ЕЭС).
В результате развития экономических и
политических процессов в Европе постепенно была сформулирована идея, что от
проведения общей налоговой политики стран — участников ЕЭС необходимо перейти к
созданию территорий с единым налоговым режимом.
Большие успехи по гармонизации достигнуты в
странах ЕС и Северной Америки. Такая
политика традиционно проводится каждой страной с учетом своих
национальных интересов, то в ЕС законодательство стран — членов Сообщества
приводится в сопоставимый друг с другом вид, а национальные налоговые системы
подчиняются общим задачам европейской интеграции.
Налоговая гармонизация в ЕС ставит перед собой
такие цели, как:
а) упразднение налоговых границ для того, чтобы
сделать равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов,
б) объединение и унификация внутреннего рынка ЕС
сак основного двигателя интеграционных процессов в регионе;
Основными направлениями налоговой гармонизации в ЕС стали:
1) гармонизация взимания косвенных налогов: НДС и
акцизов;
2) унификация налогообложения компаний.
Аналогичные задачи по гармонизации и унификации налоговых систем ставятся в
странах Содружества Независимых Государств. Одним из инструментов гармонизации
систем налогообложения является налог на
добавленную стоимость (НДС).
Можно сказать, что существует действительно гармонизированная
система, когда есть три фактора:
1. Общая база— каждое государство — член ЕС облагает налогом НДС
одни и те же товары.
2. Общий порядок расчета суммы НДС.
3. Примерно равные ставки налога НДС.
В одной стране Сообщества эта ставка равна 15%
(Люксембург), а в другой — 25% (Швеция). В этом случае нельзя говорить о
полной гармонизации системы. В 1960-х гг. были созданы две комиссии. У них были
различные структуры и различные задачи. Они работали порознь, но результаты и
выводы работы этих комиссий совпадали. Страны, входящие в ЕС, имели свою систему
налога на продажу, а необходимо было создать единую систему — налога НДС.
Наличие данного налога является в настоящее время одним из условий вхождения в
ЕС.
Унификация налогообложения компаний должна поставить
в равные условия все компании, функционирующие в ЕС, облегчить им доступ на
внутренний интегрированный рынок ЕС, а также активнее привлекать в ЕС
иностранные инвестиции в форме создания дочерних компаний и филиалов ТНК. В
сфере налогообложения прибыли корпораций европейская налоговая гармонизация
предусматривает:
а) сближение налоговых ставок;
б) унификацию налоговой базы;
в) устранение двойного экономического
налогообложения;
г) применение специального статуса европейской
компании;
д) взаимопомощь стран — членов ЕС в области
налогообложения прибыли корпораций.
На процесс
европейской налоговой гармонизации большое влияние оказали налоговые реформы в
США и Великобритании. Налоговая гармонизация в ЕС — попытка конкуренции
Европы с Северной Америкой, Японией и другими странами. Процесс налоговой
гармонизации в ЕС продолжается, очередной ее этап связан с введением в 2002 г.
единой для большинства стран ЕС валютой — евро.
2. Основные категории международного налогового права
Налоговое право - это самостоятельный раздел юриспруденции,
главным отличием которого от других видов права (коммерческого, гражданского и
пр.) является защита не частных, а государственных интересов.
Источником налогового права являются акты государственных органов. Налоговое право подразделяется на внутреннее и международное. Источниками международного права являются международные законы страны и международные налоговые соглашения между двумя или несколькими странами. Международное право признает международные договоры имеющими большую силу, чем национальные законы. Можно выделить важные унифицированные категории международного налогового права.
Налоговый суверенитет - право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, связанные с этим государством.
Налоговая юрисдикция - территория, внутри которой действуют налоговые законы. Конечную налоговую ответственность юридических и физических лиц определяет резиденство относительно определенной юрисдикции.
Резидент данной юрисдикции определяется с точки зрения налогового домициля.
Налоговый домициль - это совокупность признаков для признания юридических и физических лиц резидентом и нерезидентом. Для юридических лиц выделяют следующие признаки: местоположение органа управления компанией; фактическое место управления компанией; место регистрации (инкорпорации); наличие в данной юрисдикции резиденции (здания) на правах собственности или законного владения, которое используется постоянно. Для физических лиц принимают во внимание: время пребывания в данной юрисдикции (не менее 183 дней в году); гражданство; наличие жилища в данной юрисдикции; местоположение центра жизненных интересов.
Принцип резиденства предусматривает налоговую ответственность по месту нахождения его налогового домициля. Все доходы субъекта, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций облагаются подоходными налогами в стране, в которой данное лицо является резидентом.
Постоянное представительство - место деятельности, расположенное в одном государстве, через которое осуществляются коммерческие операции предприятия (получение доходов), являющегося резидентом в другом государстве. К нерезиденту, имеющему постоянное представительство на территории иностранного государства применяется такой же порядок обложения всех доходов, полученных в этом государстве, как и порядок, действующий в отношении резидентов. Для резидентов и нерезидентов данной юрисдикции существует определенная разница в налогообложении.
Постоянное представительство зарубежной компании создает агент резидента, уполномоченный заключать контракты от ее имени. Если агент постоянно пользуется своими полномочиями, его называют зависимым агентом, если поручения компании не являются его основным занятием - независимым агентом.
Принцип территориальности предполагает, что налогообложению подлежат все доходы физических и юридических лиц, возникающие в данной юрисдикции вне зависимости от национальной принадлежности и резиденства компании или частного лица. Доходы постоянного представительства иностранной компании в зарубежной стране облагаются по принципу территориальности их происхождения.
Наложение принципа резиденства на принцип территориальности приводит к двойному юридическому налогообложению.
Двойное юридическое (международное) налогообложение возникает, когда один и тот же налогоплательщик облагается похожими налогами в отношении одного и того же объекта обложения (налоговой базы) в двух или более юрисдикциях за один и тот же период времени
Источником налогового права являются акты государственных органов. Налоговое право подразделяется на внутреннее и международное. Источниками международного права являются международные законы страны и международные налоговые соглашения между двумя или несколькими странами. Международное право признает международные договоры имеющими большую силу, чем национальные законы. Можно выделить важные унифицированные категории международного налогового права.
Налоговый суверенитет - право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, связанные с этим государством.
Налоговая юрисдикция - территория, внутри которой действуют налоговые законы. Конечную налоговую ответственность юридических и физических лиц определяет резиденство относительно определенной юрисдикции.
Резидент данной юрисдикции определяется с точки зрения налогового домициля.
Налоговый домициль - это совокупность признаков для признания юридических и физических лиц резидентом и нерезидентом. Для юридических лиц выделяют следующие признаки: местоположение органа управления компанией; фактическое место управления компанией; место регистрации (инкорпорации); наличие в данной юрисдикции резиденции (здания) на правах собственности или законного владения, которое используется постоянно. Для физических лиц принимают во внимание: время пребывания в данной юрисдикции (не менее 183 дней в году); гражданство; наличие жилища в данной юрисдикции; местоположение центра жизненных интересов.
Принцип резиденства предусматривает налоговую ответственность по месту нахождения его налогового домициля. Все доходы субъекта, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций облагаются подоходными налогами в стране, в которой данное лицо является резидентом.
Постоянное представительство - место деятельности, расположенное в одном государстве, через которое осуществляются коммерческие операции предприятия (получение доходов), являющегося резидентом в другом государстве. К нерезиденту, имеющему постоянное представительство на территории иностранного государства применяется такой же порядок обложения всех доходов, полученных в этом государстве, как и порядок, действующий в отношении резидентов. Для резидентов и нерезидентов данной юрисдикции существует определенная разница в налогообложении.
Постоянное представительство зарубежной компании создает агент резидента, уполномоченный заключать контракты от ее имени. Если агент постоянно пользуется своими полномочиями, его называют зависимым агентом, если поручения компании не являются его основным занятием - независимым агентом.
Принцип территориальности предполагает, что налогообложению подлежат все доходы физических и юридических лиц, возникающие в данной юрисдикции вне зависимости от национальной принадлежности и резиденства компании или частного лица. Доходы постоянного представительства иностранной компании в зарубежной стране облагаются по принципу территориальности их происхождения.
Наложение принципа резиденства на принцип территориальности приводит к двойному юридическому налогообложению.
Двойное юридическое (международное) налогообложение возникает, когда один и тот же налогоплательщик облагается похожими налогами в отношении одного и того же объекта обложения (налоговой базы) в двух или более юрисдикциях за один и тот же период времени
3. Международные налоговые соглашения
Правительством РФ международные соглашения о сотрудничестве и взаимной
помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства были заключены с
правительством Республика Армения, Республики
Беларусь, Республики Казахстан, Республикой Молдова, Киргизской
Республикой, Республики Таджикистан, Украины, Республики Узбекистан.
Все указанные соглашения вступили в силу. В соответствии с этими
соглашениями, в целях обеспечения надлежащего исполнения налогового
законодательства, договаривающиеся стороны обязаны оказывать друг другу
содействие в предотвращении и пресечении нарушения налогового законодательства,
в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах,
обучении кадров и других областях, требующих совместных действий. Структура этой
группы международных соглашений является типовой, эти соглашения относятся к
разряду межправительственных.
Основной задачей соглашений является определение сферы деятельности и
важнейших принципов взаимодействия налоговых органов Договаривающихся Государств.
Тексты соглашений содержат следующие статьи: определение терминов, сферы
применения соглашений; формы и содержания запросов о содействии, порядок
исполнения запросов; содержание информации, предоставляемой налоговыми
органами; порядок представления документов и других материалов; порядок
передачи информации; соблюдение конфиденциальности; исполнение соглашений;
порядок вступления в силу и прекращение действия.
Под налоговым законодательством для целей соглашения о сотрудничестве и
взаимной помощи понимается совокупность юридических норм, устанавливающих виды
налогов и порядок их взимания на территории страны и регулирующих отношения,
связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
Как видно из определения, термин «налоговое законодательство» имеет
расширительную трактовку, объединяя как акты налогового законодательства (акты
законодательства о налогах и сборах), так и акты органов исполнительной власти,
а также нормативные акты, издаваемые отдельными министерствами и ведомствами.
Под «нарушением налогового законодательства» понимается, противоправное
действие или бездействие, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем
исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом, за которое
установлена юридическая ответственность.
Под «компетентными налоговыми органами» для целей указанных соглашений
понимаются государственные налоговые службы.
Вопросы сотрудничества по созданию и функционированию компьютерных
систем, организации работы с налогоплательщиками, разработке методических
рекомендаций по обеспечению контроля, обучению кадров и обмену специалистами не
раскрываются в тексте соглашений. Не предусматриваются ни формы, ни объемы, ни
рамки, ни источники финансирования этих мероприятий. По существу, соглашения
между правительствами стран СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам
соблюдения налогового законодательства регулируют детально лишь одну сферу
взаимоотношений договаривающихся сторон — передачу информации, документов и
материалов о налогоплательщиках по запросам о содействии. Содействие налоговых
органов осуществляется в рамках прямых связей официальных должностных лиц,
определяемых руководителями этих органов.
Статьи по соблюдению конфиденциальности содержат положения о том, что
информация, касающаяся конкретных налогоплательщиков, является конфиденциальной
и обеспечивается режимом защиты в соответствии с национальным законодательством
и требованиями компетентного налогового органа запрашиваемой стороны.
Полученная информация может быть использована сторонами только в целях
заключенных соглашений, в том числе для административного и судебного
разбирательства. Для иных целей информация может быть использована только с
согласия запрашиваемой стороны.
. Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения
налогового законодательства вступают в силу с момента подписания и прекращают
свое действие по истечении шести месяцев со дня, когда одна из сторон сообщит
другой стороне в письменной форме о своем намерении прекратить его действие.
Мировой Налоговый кодекс
(самостоятельно).
4. Организация
Объединенных Наций (ООН)
в рамках тех или иных международных программ осуществляет разработку и
внедрение определенных проектов по оказанию помощи и содействию странам,
проводящим рыночные реформы и преобразующим свою экономику. Одно из направлений
такого содействия - помощь в формировании, становлении и развитии национальной
налоговой системы.
Именно при реализации одного
из таких мероприятий в рамках международной налоговой программы возникла идея
подготовить типовой Мировой налоговый кодекс . Его основная цель - дать
возможность странам, находящихся на пути реформ, регулировать налоговые
отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное
толкование.
Документ в форме "Основ
Мирового налогового кодекса" был подготовлен и опубликован в 1993 году.
Его авторы - специалисты Гарвардского университета (США) Уорд М. Хасси и
Дональд С. Любик. Основы занимают около 300 страниц из текста Налогового
кодекса, включающего 591 статью, и комментария к нему.
Несмотря на то, что кодекс
типовой в нем указываются конкретные ставки налоговых платежей, минимумов и
льгот. Конкретные экономические и правовые условия государств должны быть
учтены специалистами этих стран при подготовке своего национального налогового
законодательства.
При подготовке Кодекса
авторы исходили из некоторых общих принципов и положений, которые в той или
иной мере нашли отражена в документе.
Так, говоря о правовых
аспектах формирования налоговой системы государства, авторы утверждают, что при
разработке системы налогового законодательства целесообразно, чтобы все
законодательные акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения, были тем
или иным способом унифицированы. Данное обстоятельство позволит государству
оценить потребности в доходах с обшей точки зрения. Эта цель может быть достигнута, если действует один постоянный налоговый
закон, в который вносятся изменения и дополнения, а не принимается новый
независимый закон всякий раз, когда правительству потребуется откорректировать
бюджетный доходы
Кроме того, если государство
намерено интегрироваться в мировую систему хозяйствования, не в его интересах
устанавливать и вводить протекционистские налоги, где отдается предпочтение
внутренним производителям и инвестициям, либо создавать наилучшие условия
отдельным секторам отечественной экономики путем временного освобождения от
налогов. Как показывает практика в долгосрочных перспективах, это приведет к
диспропорциям в распределение финансовых и трудовых ресурсов и задержит
развитие стабильной экономики.
Принципиальным моментом
кодекса выступает положение, согласно которому предоставление экономических
субсидий через налоговую систему менее эффективно, чем выплата прямых субсидий.
Наличие большого числа льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую
систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, по
скольку налоговые льготы турдно поддаются контролю. Исходя из этого в кодексе
не предусматривается льготы, временные или постоянные освобождения от налогов.
Кодекс включает пять
разделов по числу основных налогов, которые рекомендуются для введения в
странах с нарождающейся рыночной экономикой:
l -
подоходный налог,
ll -
налог на добавленную стоимость,
lll - акцизные налоги,
IV - налог на недвижимость ,
V - налоговая администрация.
Учитывая специфику экономики
развивающихся стран, авторы кодекса полагают, что основная часть доходов у
них будет формироваться а счет
таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и налога на прибыль
предприятий и организаций. Такая система по мнению разработчиков, имеет то
преимущество что административные издержки на единицу собираемых налогов будут
ниже чем при взимании подоходного налога с физических лиц.
В систему налогов, рекомендуемую
Кодексом, включен и индивидуальный подоходный налог с физических лиц, который
затрагивает только ту часть населения (как правило, небольшую), которая имеет
высокие доходы.
Для широких слоев населения,
у которых вряд ли есть возможности делать сбережения, не имеет большого значения, будут ли они
платить налоги посредством прямого или косвенного налогообложения.
Индивидуальный подоходный налог нужен не столько ради налоговых поступлений,
сколько для удовлетворения чувства равенства.
Во всех налогах Кодекс
предусматривает механизм учета инфляции. Как считают разработчики, инфляция
неизбежна для складывающихся рыночных систем, поэтому, если в законодательстве
не предусмотреть против этого мер, она способна разрушить самые лучшие законы о
налогах.
.
Комментарии
Отправить комментарий