Налог на прибыль организаций
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.
Сущность
и значение налога на прибыль
2.
Плательщики
и объект обложения налогом на прибыль
3.
Налоговая
база и порядок ее определения по налогу на прибыль организаций
4.
Ставки по налогу на прибыль организаций
5.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на прибыль к ним
относятся. Налоговый период
6.
Характеристика
имущества, подлежащее и не подлежащее налогообложению
- 1 –
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.
Сущность
и значение налога на прибыль
2.
Плательщики
и объект обложения налогом на прибыль
3.
Налоговая
база и порядок ее определения по налогу на прибыль организаций
4.
Ставки по налогу на прибыль организаций
5.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на прибыль к ним
относятся. Налоговый период
6.
Характеристика
имущества, подлежащее и неподлежащее налогообложению
- 1 –
Налог на
прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом
налоговой системы Российской Федерации. По роли в формировании бюджетных
доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как источника
бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики.
В нашей
стране налог на прибыль взимался и ранее. Во времена НЭПа государственные и
кооперативные предприятия уплачивали налог с дохода. С 1966г. предприятия стали
уплачивать три платежа из прибыли – плата за фонды, фиксированные (рентные)
платежи и свободный остаток прибыли. В 70-е гг. начался крупномасштабный
эксперимент по переводу отдельных отраслей на нормативно-долевой метод
распределения прибыли. В 1977 г. эта модель была распространена на все
юридические лица. Следующий эксперимент проводился в 1983-1984гг, когда
«сверху» государством устанавливались для каждого предприятия индивидуальные
нормативы по отчислениям от прибыли, а нераспределенный остаток оставался в
распоряжении предприятий.
В
середине 1990г. в СССР предпринимается попытка введения «линейного» налога на
прибыль, который стал взиматься со всех юридических лиц, за исключением
иностранных. Но после распада СССР этот налог был упразднен. 27 декабря 1991 г . принимается закон
Российской Федерации №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Экономическая
сущность налога на прибыль заключается в том, что его величина находится в
прямой зависимости от результатов хозяйственной деятельности и получаемой
прибыли. Таким образом, данный налог играет существенную роль в экономике и
финансах государства, осуществляя роль налогового регулятора экономики. Как
прямой налог на прибыль должен выполнять свое основное функциональное
предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере
производства товаров (работ, услуг), а также наращивание капитала. Фискальная
функция налога на прибыль считается вторичной.
Вместе с тем, значение налога как источника бюджетного
дохода, что было отмечено выше, по мере развития российской экономики
постепенно меняется. В отличие от первого этапа налоговой реформы, в котором
налог на прибыль играл основную роль в формировании доходов государства, в
последующие годы постепенно его доля снижалась, и это было экономически
закономерно, поскольку отражало происходящие в экономике России процессы. Так,
в период 1996-1999 гг. налог на прибыль организаций, несколько снизил свою
бюджетообразующую роль в связи:
·
с отменой налога на превышение фонда оплаты
труда, составляющего значительную часть налога на прибыль организаций;
·
ростом числа убыточных организаций;
·
ростом теневой экономики.
Доля
налога на прибыль в доходах федерального бюджета в 2008 г . составляла 21,3%, в 2009 г . – 7,8%, в 2016 г. –
14,5%. В доходах же субъектов РФ доля налога на прибыль значительно выше и
составляла в 2008 г .
– 40,0 %, в 2009 г .
– 28, 2%, в 2010 г. – 33,9 %.[1]
В отличие
от РФ, в большинстве развитых стран фискальное значение налога на прибыль
корпораций невелико и используется этот налог, главным образом, в качестве
инструмента, регулирующего деловую активность хозяйствующих субъектов.
Благодаря непосредственной связи этого налога, с размером полученной
налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены,
регулированию ставки, так как государство может наиболее активно влиять на
экономику, стимулировать или ограничивать инвестиционную активность в различных
отраслях и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет
амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением
прибыли организаций.
Мировой
опыт свидетельствует, что при превышении допустимого предела налоговых изъятий
из прибыли снижается деловая активность хозяйствующих субъектов и
инвестиционная деятельность, развивается теневая экономика.
Налог на
прибыль также широко используется в российской практике регулирования
межбюджетных отношений. Ежегодно с принятием закона о федеральном бюджете
устанавливаются пропорции распределения сумм налога по уровням бюджетной
системы.
- 2-
2. В соответствии с главой
25 «Налог на прибыль организации», статьей 246 «Налогоплательщики»
налогоплательщиками налога на прибыль являются:
- российские организации;
- иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и
(или) получающие доходы от источников в РФ.
Не являются налогоплательщиками «налога на
прибыль организаций:
российские организации, пришедшие на уплату упрощенной системы
налогообложения, единого налога на вмененный доход, либо единого
сельскохозяйственного налога, а так же организации, получающие доходы от
деятельности в сфере игорного бизнеса;
Налоговым кодексом
РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика
налога на прибыль организаций, получивших статус участника проекта по
осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов. В
соответствии со ст. 246.1 НК РФ «право на освобождение от исполнения
обязанности налогоплательщиков имеют организации, получившие статус участника
проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их
результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре
«Сколково» (участники проекта) в течение 10 лет со дня получения ими статуса
участника проекта».
Объектом обложения
налогом на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Исходя из НК РФ следует, объект налогообложения является
обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при
этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в
соответствующей главе объект налогообложения (таблица 1).
Таблица
1 – Характеристика
объекта налогообложения в зависимости от статуса организации.
Статус
организации в соответствии с положениями Налогового кодекса
|
Порядок
определения прибыли
|
Российские
организации
|
полученный
доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии
с главой 25 НК РФ.
|
Иностранные
организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные
представительства
|
доход,
уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами
расходов, определяемых главой 25 НК РФ.
|
Иные
иностранные организации
|
доход,
полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями
ст. 309 НК РФ.
|
Доходы организации
для целей налогообложения подразделяются на 2 группы:
1) доходы,
«которые учитываются при налогообложении прибыли, которые подразделяются на:
- доходы от
реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
-
внереализационные доходы;
2) доходы, которые
не учитываются при налогообложении прибыли.
Доходом признается экономическая выгода в денежном или натуральном выражении, но
не всякая экономическая выгода будет признана доходом, а только та, которую
можно будет оценить и определить по правилам главы 25 НК РФ».
-3-
Налоговой базой для целей
налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли,
подлежащей налогообложению. При
определении «налоговой базы не учитываются средства, полученные в виде
безвозмездной помощи на основании Федерального закона О безвозмездной помощи
(содействия) РФ, а также средства в виде имущества, полученного бюджетными
организациями от органов исполнительной власти.
Не признается доходом для целей
налогообложения имущество, работы, услуги, полученные организациями в рамках
целевого финансирования, а также суммы, полученные из бюджета в виде процентов за
несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов и сборов. Полный перечень
доходов, не учитываемых при формировании налоговой базы, приведен в статье 251
НК РФ».
В целях определения налоговой
базы по налогу на прибыль, организация должна «уменьшить полученные доходы на
величину расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной
на получение доходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях
налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и
документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически
оправданные затраты в денежной оценке. Под документально подтвержденными расходами
понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в
соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми на территории
иностранного государства, на территории которого были произведены
соответствующие расходы».
С 1 января 2002
г . расходы в целях налогообложения прибыли
подразделяются на расходы, связанные с
производством и реализацией и внереализационные расходы. Следует отметить,
что термин «расходы, связанные с производством и реализацией» заменил в
Налоговом Кодексе РФ понятие «себестоимость».
Затраты,
связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включают
перечень групп расходов, уменьшающих сумму доходов в целях налогообложения. К
ним относятся:
•
расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой
товаров (работ, услуг), приобретением и реализацией товаров (работ, услуг),
имущественных прав;
•
расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техобслуживание основных средств
и иного имущества, на поддержание их в исправном состоянии;
•
расходы на освоение природных ресурсов;
•
расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
•
расходы на обязательное и добровольное страхование;
•
прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Кроме того, в НК РФ приводится классификация расходов,
связанных с производством и (или) реализацией по экономическому содержанию,
действующая с 1 января 2002 г .
При этом расходы подразделяются на следующие группы:
•
материальные расходы;
•
расходы на оплату труда;
•
суммы начисленной амортизации;
•
прочие расходы.
НК
РФ нормируется перечень амортизационных расходов. Перечень остальных расходов,
связанных с производством и реализацией продукции, является открытым, за
исключением расходов по добровольному страхованию имущества.
В
состав материальных расходов могут быть включены любые затраты связанные с
технологическими особенностями производственного процесса при условии их
документального оформления. В частности к ним относятся затраты
налогоплательщика на приобретение сырья и материалов, используемых в
производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и его упаковке,
приобретение, инвентаря, спецодежды и иного имущества, не являющегося
амортизируемым, а также приобретение топлива, воды и энергии всех видов,
расходуемых на технологические цели, приобретение работ и услуг производственного
характера, выполняемых сторонними организациями и др.
- 4-
Общая ставка налога на прибыль с 1
января 2009 года снижена с 24 до 20%. Причем согласно уточнениям,
внесенным Федеральным законом от 30.12.2008 № 305-ФЗ, с 2009 года в федеральный бюджет налог следует
уплачивать по ставке 2%, а в региональный — по ставке 18% (до конц.
Налоговая ставка налога, подлежащего
зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена
для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка
не может быть ниже 13,5%.
В соответствии с НК РФ «для организаций - резидентов особой
экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может
устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль. Размер налоговой
ставки налога, не может быть выше 13,5%.
К налоговой базе, определяемой организациями,
осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность , применяется
налоговая ставка 0%.
Для организаций - резидентов
технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций -
резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных
решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по
налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере
0%.
Для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, налоговая ставка
по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной
продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными
налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается
в размере 0%.
Для
организаций - участников региональных инвестиционных проектов налоговая
ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается
в размере 0%.
Налоговая ставка по налогу,
подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от
деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении
деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города
федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере.
При этом налоговая ставка не может превышать 13,5%.
В новой редакции Налогового Кодекса
(2017 г.) предусмотрены и другие ставки. Так, для организаций, получивших
статус резидента территории опережающего
социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом
"О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской
Федерации" либо статус резидента свободного порта Владивосток, налоговая
ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается
в размере 0%.
К налоговой базе, определяемой по
операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются налоговые
ставки:
·
9% - по доходам в виде процентов по
муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года;
·
0%
- по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям,
эмитированным до 20 января 1997 года включительно.
Налоговые
ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в
Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в
следующих размерах:
·
20% - со всех доходов, кроме указанных в подпункте 2;
·
10%
- от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или
других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются
налоговые ставки:
·
13% - по доходам, полученным в виде
дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;
·
15% - по доходам, полученным иностранной
организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций».
- 5-
Существенным
моментом в налоговом законодательстве, регулирующем налог на прибыль, является
отсутствие налоговых льгот с 1 января 2002 г. Для того чтобы смягчить
негативные последствия такой отмены предусмотрен перечень доходов, не
подлежащих обложению налогом на прибыль к ним относятся, например:
1) «доходы в виде
имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц
в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками,
определяющими доходы и расходы по методу начисления;
2) доходы в виде
имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в
качестве обеспечения обязательств» и т. д.
Налогоплательщикам
«предоставлено право применения повышающих и понижающих коэффициентов к нормам
амортизации в установленных Налоговым кодексом случаях. Так, например,
повышающий коэффициент не более 2-х может применяться при использовании
амортизируемых основных средств в условиях повышенной сменности или агрессивной
среды. Повышающий коэффициент не более 3-х может применяться в отношении
амортизируемого имущества, которое по условиям договора лизинга амортизируется
лизингополучателем».
«Налоговым периодом по налогу признается
календарный год. Отчетными периодами
по налогу являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного
года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не
предусмотрено налоговым законодательством, налогоплательщики исчисляют сумму
авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению,
рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания
отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики
исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном НК РФ,
и уплачивают её не позднее 28 числа каждого месяца. Налог по итогам года
уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года».
Налогоплательщик в праве
перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли,
уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в
котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом
система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение
налогового периода.
Организации, у которых за предыдущие четыре
квартала доходы от реализации, не превысили в среднем трех миллионов за каждый
квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации,
осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное
представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации
товаров, участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от
участия в простых товариществах, инвесторы соглашений, выгодоприобретатели по
договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые
платежи по итогам отчетного периода.
-6-
В Налоговом
кодексе РФ дано понятие, состав и условия отнесения имущества к амортизируемому
в целях налогообложения прибыли. Амортизируемым
признается имущество, а также результаты интеллектуальной деятельности,
которые приносят доход и находятся в собственности налогоплательщика.
При этом
амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12
месяцев и первоначальной стоимостью более 100000 руб. Стоимость этого имущества
погашается путем начисления амортизации, признаваемой составной частью
расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы организации.
Амортизируемое имущество принимается на учет по
первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Первоначальная стоимость основного средства рассчитывается как сумма расходов
на его приобретение (а в случае, если основное средство получено
налогоплательщиком безвозмездно – как сумма, в которую такое имущество оценено
по рыночной стоимости), сооружение, изготовление, доставку и доведение до
состояния, в котором оно пригодно для использования.
Амортизируемое имущество подразделяется на:
·
основные средства;
·
нематериальные активы.
В
связи с тем, что ст. 313 гл. 25 НК РФ введено понятие «налоговый учет», порядок
начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в целях
бухгалтерского и налогового учета производится по разным правилам.
Не
подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования, материально-производственные
запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные
бумаги, финансовые инструменты срочных сделок.
Кроме
того, не подлежат амортизации следующие
виды имущества:
•
имущество бюджетных, некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых
поступлений, используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
•
объекты внешнего благоустройства;
•
приобретенные печатные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты),
произведения искусства;
•
приобретенные право на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты
интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав
оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия
указанного договора.
Из состава амортизируемого имущества исключаются основные
средства:
-
переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
-
переведенные по решению руководства организации на консервацию
продолжительностью свыше трех месяцев;
- находящиеся по решению руководства
организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
Комментарии
Отправить комментарий