Акцизы
АКЦИЗЫ
1. Экономическое содержание и
плательщики акцизов
2. Подакцизные товары и характеристика объектов,
подлежащих налогообложению акцизами
3.
Порядок определения налоговой базы и
применения ставок акцизов
4. Порядок применения налоговых вычетов,
исчисления и уплаты акцизов в бюджет
Особое место в
структуре федеральных косвенных налогов занимают акцизы. Следует отметить, что понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование.
В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги
(расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на
определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость
(универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. При расширенной
трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. Налог на добавленную стоимость нередко
рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в
одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы[1].
Узкое толкование
термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов,
взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и
услуги. В РФ термин акциз применяется
только в узком смысле.
Акцизы выступают
средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и
предложения на них.
Сумма акциза
включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически
перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на
малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно
включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, а также
продукция вредная для потребления вовнутрь (спиртные и табачные изделия).
Как и НДС, акцизы
являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и, поэтому,
оплачивается потребителем. Однако,
если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся его
стоимость, включая и материальные затраты. Кроме того, акцизы имеют
индивидуальный характер применения, а НДС - универсальный. НДС облагаются как
товары, так и работы и услуги, тогда как акцизами только товары[2].
Ставки акцизов, как правило, дифференцированы по видам товаров.
Акцизы – одна из древнейших форм косвенного
налогообложения. Существуют письменные свидетельства взимания акцизов в эпоху
Римской империи. На Руси стали взиматься еще в 14 веке, обеспечивая доходами
более 60% казенных потребностей в денежных средствах. В России акцизы всегда
играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на
алкогольную продукцию, которые с давних времен считались на Руси значительным
источником пополнения государственной казны.
В период первой мировой войны после запрета
торговли спиртными напитками для восполнения недополученных доходов от
производства и реализации алкоголя были резко повышены акцизы на табак, спички,
керосин. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизов на
чай, кофе, сахар, соль, табак, спички, нефтепродукты, текстильные изделия[3].
В условиях командно – административной системы
управления экономикой акцизы не имели самостоятельного значения и были
«закумуфлированы» под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой
составной частью. В 1992 г .
в ходе проведения налоговой реформы акцизы вновь были восстановлены в правах и
вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных
налогов. В НК РФ акцизы также выступают важнейшим элементом налоговой системы.
Являясь федеральным регулирующим налогом,
акцизы выступают одним из источников формирования доходов бюджетов всех
уровней, посредством распределения сумм акцизов в определенных
бюджетно-налоговым законодательством нормативах между бюджетами разных уровней.
С ведением в действие
главы 22 «Акцизы» НК РФ (с 1.01. 2001г.) ранее применявшийся перечень
подакцизных товаров пополнился включением в него этилового спирта - сырца, всех
видов папирос, дизельного топлива, моторных масел, мотоциклов. В последующие
годы (2002- 2004 гг.) из числа подакцизных товаров были исключены нефть и
стабильный газовый конденсат, природный газ и ювелирные изделия, что оказало
прямое влияние на снижение фискальной значимости акцизов. Так, в 2005г. по
сравнению с 2004г. фискальная роль акцизов в доходах федерального бюджета
снизилась с 18,2 до 3,0 %[4]. В 2007 г . перечень подакцизных
товаров вновь пополнился включением в него спиртосодержащих товаров бытовой
химии металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей парфюмерно -
косметической продукции в аналогичной упаковке.
В налоговых доходах
федерального бюджета РФ за 2017 г. акцизы составили 5,2%. В настоящее время в
доходах федерального бюджета РФ акцизы по фискальной значимости (объему
налоговых поступлений) находятся на четвертом месте после НДС, НДПИ и налога на
прибыль организаций. Фискальные возможности акцизов могут быть существенно
расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством
повышения эффективности их администрирования (в особенности в сфере
производства и реализации алкогольной продукции).
Акцизы по мимо
фискальной, выполняют и, регулирующую функцию. Регулирующая функция акцизов
выражается в следующем:
–
ограничение потребления вредной для здоровья продукции;
–
стимулирование вложения средств в те сферы экономики, которые
действительно для нее жизненно необходимы;
–
обеспечение экономической безопасности страны;
–
защита интересов национального производителя в конкурентной борьбе с
зарубежными;
–
учет движения товаров по стране, благодаря преимущественно
дифференцированным ставкам по каждому конкретному в виду (или классу)
подакцизных товаров;
В соответствии со
статьей 179 главы 22 НК РФ плательщиками
акцизов признаются:
1) организации;
2) индивидуальные
предприниматели;
3)лица, признаваемые
налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации.
Организации и иные лица признаются
налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению
акцизами.
2.
Подакцизные товары и характеристика объектов, подлежащих налогообложению акцизами
В
настоящее время в соответствие с
главой 22НК РФ, к подакцизным относятся 17 групп товаров. К ним, в частности,
относятся:
·
этиловый спирт,
произведенный из пищевого и непищевого сырья;
·
спиртосодержащая
продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
·
алкогольная продукция
(спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая
продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5%);
·
табачная продукция;
·
автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;
·
автомобильный бензин;
·
дизельное топливо; моторные масла для
дизельных и (или) карбюраторных двигателей;
·
прямогонный бензин; средние дистилляты;
·
топливо печное, бытовое;
·
бензол,
параксилол, ортоксилол;
·
авиационный
бензин, нефтяное сырье, темное
судовое топливо;
·
природный
газ;
·
электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных
систем доставки никотина; табачные изделия, предназначенный для потребления путем нагревания».[5]
Не облагаются «акцизами следующие
спиртосодержащие товары:
лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические
средства, и изделия медицинского назначения, лекарственные,
лечебно-профилактические средства, изготавливаемые аптечными организациями по
индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций; препараты
ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в
Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов,
разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в
емкости не более 100 мл; парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей
этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция
с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, при наличии на флаконе
пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл.»[6].
Объектом налогообложения акцизами
«признаются следующие операции:
1) реализация на территории
Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе
реализация предметов залога;
2) продажа лицами переданных им на основании
приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то
государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров,
подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;
3) передача на территории Российской Федерации лицами
произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров
собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;
4) передача в структуре организации произведенных
подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за
исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего
производства продукции нефтехимии в структуре организации;
5) передача на территории Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
6) передача на территории Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций,
паевые фонды кооперативов;
7) передача произведенных подакцизных товаров на
переработку на давальческой основе;
9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию
Российской Федерации;
10) получение (оприходование) денатурированного
(технического) этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на
производство неспиртосодержащей продукции. Получением денатурированного
этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в
собственность;
11) получение прямогонного бензина организацией,
имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина».[7]
В соответствии с НК РФ «не
подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных
товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся
самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров
другому такому же структурному подразделению этой организации;
2) реализация подакцизных товаров, помещенных
под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в
пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую
экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации;
3) первичная реализация (передача)
конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от
которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в
государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную
переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо
уничтожение;
4) ввоз на таможенную территорию Российской
Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства»[8].
3.
Порядок определения налоговой базы и применения ставок акцизов
Ставки акцизов в зависимости от метода их определения
делятся на три группы:
·
адвалорные, т.е. процентные по отношению к стоимости
подакцизных товаров;
·
специфические,
т.е. установленные в твердой денежной сумме
на определенную единицу натурального измерения налоговой базы;
·
комбинированные, сочетающие в себе адвалорные
и специфические ставки.
При исчислении акцизов до 1997 г. в России в
основном использовались адвалорные (процентные) ставки. С 1997 г. и по
настоящий период используются в большей степени специфические (твердые) и
комбинированные налоговые ставки, сочетающие в себе адвалорные и специфические
ставки.
Налоговая база при исчислении
акцизов определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При этом,
налоговая база в зависимости от установленных в отношении конкретного вида
подакцизных товаров налоговых ставок определяется:
1.
как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров
в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых
установлены твердые (специфические)
налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
2.
как стоимость реализованных (переданных) подакцизных
товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с 1.01.2012г. с учетом
положений ст.105.3 НК РФ (ранее с учетом положений ст. 40 НК РФ), без учета
акциза, НДС - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) налоговые
ставки;
3.
как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная
исходя из средних цен реализации,
действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из
рыночных цен без учета акциза, НДС - по подакцизным товарам, в отношении
которых установлены адвалорные (процентные) налоговые ставки.
4. как объем реализованных (переданных)
подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при
применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных
товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для расчета акциза
при применении адвалорной налоговой ставки - по подакцизным товарам, в
отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из
твердой и адвалорной налоговых ставок. Расчетная стоимость табачных изделий, в
отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в
соответствии со ст. 187 НК РФ.
Расчетной
стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на
единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц
потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в
течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию РФ.
Максимальная
розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской
упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям
предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также
индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается
налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачки)
табачных изделий отдельно по каждой марке табачных изделий.
Ставки акцизов имеют индивидуальный характер применения,
так как определены по каждому виду подакцизных товаров. Так, к примеру, по
автомобилям и мотоциклам в качестве расчетной единицы для установления
налоговой ставки избрана единица измерения мощности, двигателя в 1 л .с. или 0.75 кВт. В зависимости
от мощности двигателя по легковым автомобилям предусмотрены 3 уровня налоговых
ставок. По автомобильному бензину и дизельному топливу действуют 4 уровня
налоговых ставок с учетом его класса (с.1. 01.2012 г .)
По этиловому
спирту из всех видов сырья и по алкогольной продукции (кроме натуральных вин)
ставки налогообложения установлены на 1 литр безводного спирта, содержащегося в
подакцизных товарах, что позволяет более обоснованно определять размеры ставок
с учетом фактического содержания этилового спирта в указанной продукции. По
некоторым их видам предусмотрены нулевые ставки налогообложения (например, по
пиву с содержанием этилового спирта до 0,5% включительно; по легковым
автомобилям с мощностью двигателя до 90 л . с.).
Ставки акцизов установлены НК и являются
едиными на всей территории РФ.
В НК РФ (ст. 193)
предусмотрен постепенный, поэтапный рост ставок акцизов по подакцизным товарам,
включая алкогольную продукцию. Наглядное представление о действующих ставках
акцизов, по всем подакцизным товарам, дает ст. 193, гл. 22 Налогового кодекса
РФ.
В соответствии с действующим в РФ налоговым
законодательством при исчислении акцизов налоговая база увеличивается на суммы,
полученные за реализованные подакцизные товары:
·
в виде
финансовой помощи, авансовых и иных платежей, полученных в счет оплаты
предстоящих поставок подакцизных товаров;
·
на пополнение фондов специального назначения,
в счет увеличения доходов;
·
в виде
процентов по векселям или процентов по товарному кредиту.
.4.Порядок применения налоговых вычетов, исчисления и уплаты акцизов в
бюджет
Налогоплательщики,
производящие и реализующие подакцизную продукцию, самостоятельно определяют
сумму акцизов, подлежащих уплате в бюджет, путем умножения соответствующей
налоговой базы на установленную ставку акциза. Перечень подакцизных товаров и
ставок акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию РФ, является
единым на всей её территории и установлен НК РФ.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в
отношении которых установлены твердые ставки, исчисляется как произведение
налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Сумма акциза по подакцизным
товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, исчисляется как
соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Акцизы при ввозе на территорию РФ нескольких
видов подакцизных товаров, облагаемых налогом по разным ставкам, представляет
собой сумму, полученную в результате сложения акцизов, исчисленных для каждого
вида этих товаров. В том случае, если, налогоплательщик не ведет раздельного
учета, предусмотренного статьей 190 НК РФ, сумма акциза по подакцизным товарам
определяется исходя из максимальной налоговой ставки.
Акцизы, исчисленные исходя из налоговой базы,
не всегда совпадают с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это
объясняется тем, что НК РФ предусматривает уменьшение начисленной суммы акцизов
по облагаемым операциям на величину налоговых
вычетов, предусмотренных ст. 200 НК РФ.
Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком
при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при
ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное
обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства
подакцизных товаров.
В случае безвозвратной
утери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе
их производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки
суммы акциза также подлежат вычету.
При этом вычету подлежит сумма акциза,
относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм
технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденных
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей
группы товаров.
Вычетам подлежат также суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по
спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для
производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства
алкогольной продукции.
Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата
покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного
срока) или отказа от них. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму
акциза по подакцизным товарам, на акцизы,
исчисленные налогоплательщиком с сумм
авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных
товаров.
Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство
на производство денатурированного этилового спирта, при реализации
денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на
производство не спиртосодержащей продукции.
Налоговые вычеты производятся на основании
расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении
налогоплательщиком подакцизных товаров, либо на основании документов,
подтверждающих ввоз подакцизных товаров на территорию РФ.
Вычеты
суммы акциза по этиловому спирту из
пищевого сырья, использованному для изготовления виноматериалов, производятся
исходя из объемной доли этилового спирта, использованного для производства
виноматериалов, на момент их приобретения. При этом налогоплательщик,
производящий алкогольную продукцию, обязан представить в налоговые органы
договор купли – продажи виноматериалов, платежные документы с отметкой банка,
подтверждающего факт оплаты приобретенных виноматериалов, списанных в качестве
основного сырья на производство алкогольной продукции
Для подтверждения обоснованности
освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов по товарам, вывозимым за
пределы территории РФ в режиме экспорта, налогоплательщик в течение 180 дней со
дня реализации указанных товаров обязан представить в налоговый орган по месту
регистрации налогоплательщика, следующие документы:
–
контракт, договор
поручения, договор комиссии, агентский договор на поставку подакцизных товаров;
–
платежные
документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от
реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в
российском банке;
–
грузовую
таможенную декларацию (её копию) с отметками российского таможенного органа,
осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского
пограничного таможенного органа;
–
копию
транспортных или товаросопроводительных документов с отметками пограничных
таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за
пределы таможенной территории РФ, за
При непредставлении или при неполном представлении
необходимых документов по вывозимым подакцизным товарам в соответствующий
налоговый орган акциз уплачивается в порядке, установленном в отношении
операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.
Налоговым
периодом по уплате акцизов признается
месяц (ст.192 НК РФ).
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет,
определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисленная
по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с налоговым
законодательством, уменьшенная на налоговые вычеты. Статьей 204 НК РФ
установлены сроки и порядок уплаты акциза при реализации отдельных видов
подакцизных товаров. Сроки уплаты налога в бюджет различаются в зависимости от
видов подакцизных товаров.
Уплата акцизов производится в следующие
сроки:
- исходя из фактической реализации
(передаче) подакцизных товаров за истекший налоговый период не позднее 25 - го
числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
- по прямогонному бензину и
денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство,
не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым
периодом.
В соответствии с п.4 ст. 204 НК РФ акциз
по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров.
[2]
Примечание. В США акцизами наряду с товарами, облагаются также воздушные
перевозки
[3]
Налоги и налогообложение. / Под ред. Черника Д.Г. М., 2006 – с.23.
[5]
Налоговый кодекс России (НК РФ), 2019. NalKod.ru. - URL: http://base.garant.ru.
(дата обращения: 26.09.2019)
Комментарии
Отправить комментарий