Лекция 4 .

«РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. ПОДГОТОВКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПУБЛИКАЦИЙ»

(Для магистров,  по дисциплине «Научно-исследовательский семинар)  

 1) Виды научных публикаций.

 2) Основная структура содержания статьи

3) Правила цитирования и оформления списка литературы в научных публикациях

4) Особенности подготовки научных публикаций в журналах, индексируемых в  авторитетных международных базах Скопус и Веб оф сайнс.

 

    1)Научная публикация – основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.

        Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисы докладов. Монография – это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. Поэтому монографии пишутся редко. Тезисы докладов –  это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы, вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их и не представляют большого интереса для научного мира. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержку исследований тезисы докладов вообще не учитываются как публикации. Наибольший интерес представляют научные статьи, которые включают в себя как рецензируемые статьи (перед опубликованием статья проходит рецензирование) и не рецензирумые статьи, так и труды (или материалы) конференций.

        Любая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью –  значит достичь этих целей.

Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.

     2) Основная структура содержания статьи

В статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.

Статья, как правило, включает в себя: аннотацию; введение; основную часть; заключение (выводы); список цитированных источников.  В конце статьи также могут приводиться слова благодарности.

Название (заглавие) – очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание. Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, его основную идею. Некоторые авторы предпочитают поработать над названием статьи в начале своей работы, но такое подвластно только опытным исследователям. Аннотация.Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи.

Во введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса и новизна работы, если позволяет объем статьи можно конкретизировать цель и задачи исследований, а также следует привести известные способы решения вопроса и их недостатки.

  Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это способность ее результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.

Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.

Цели и задачи исследований. Важно, чтобы при выборе темы четко осознавать те цели и задачи, которые автор ставит перед своей работой. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой, собственно говоря, и посвящается само исследование. Формулировка цели исследования - следующий элемент разработки программы. Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любой работы, как правило, начинается с глаголов:

·        выяснить...

·        выявить...

·        сформировать...

·        обосновать...

·        проверить...

·        определить...

·        создать...

·        построить… 

Основная часть, включает само исследование, его результаты, практические рекомендации. От самостоятельного исследователя требуется умение:

  • пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.
  • разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

      В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени.

        Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Большинство авторов избегают упоминать об экспериментах с отрицательным результатом. Между тем, такие эксперименты, особенно в области технологии, иногда поучительнее экспериментов с положительным исходом. Технология – это наука, в которой, в отличие от математики, бывает так, что минус плюс минус дают плюс. Например, технологический процесс имеет два существенных недостатка, но, тем не менее, обеспечивает необходимое качество продукции. Если устранить только один недостаток, то, как правило, процесс даст сбой и возникнет брак в производстве.

     В статье о каком-либо технологическом процессе автору следует рассмотреть виды брака и методы его устранения. Технолог вырастает в специалиста высокой квалификации, если он исследует причины возникновения брака в производстве и разрабатывает методы его устранения.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Выводы (в место заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда.  Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано. 

 

3)Правила цитирования и оформления списка литературы в научных публикациях

          3)Список литературы  –это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами: 1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал); 2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным; 3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы. В целом, литературное оформление материалов исследования следует рассматривать весьма ответственным делом.

Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Последовательность формирования списка может быть различной:

·        по алфавиту фамилий авторов или названий документов;

·        по мере появления сносок;

·        по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература);

·        по хронологии издания документов и т.п.

Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.

Примеры библиографического описания источника:

1.                  Закон РФ № 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

2.                  Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А. Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 71-78.

3.                  Коньков, А.А. Руководство по организации научно-исследовательской работы студентов. Учебное пособие /А.А. Коньков. – М.: МИИ ВТ, 1988. – 48 с.

4.                  Постановление Правительства РС(Я) от 02.12.95 г. № 521 «Об особых мерах государственной поддержки ведения традиционных отраслей, жизнеобеспечения и социальной защиты сельского населения арктических улусов».

 Важно помнить: при отправлении статьи в высокорейтинговый  академический журнал необходимо соблюдать общую структуру составления статьи с подписыванием подзаголовок структуры статьи. Некоторые издатели, обычно это в сборниках материалов конференций, если не позволяет объем страниц статьи, не акцентируют на подписывание разделов, т.е. текст идет целиком отдельными абзацами.  

Правила цитирования

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов.

Изложение материала статьи

Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широким использованием Интернета. Необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам.

Главным в изложении, как отмечал еще А. С. Пушкин, являются точность и краткость. «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» (Н. А. Некрасов). Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

  Терминология

Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

  • употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;
  • не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;
  • не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении .

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки.

Язык изложения

Научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не относящихся к таковым. Многие серьезные научные труды написаны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман.

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: «в целях» вместо «для», «редакция просит читателей присылать свои замечания» (слово «свои» — лишнее), «весь технологический процесс в целом» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины. Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах.

 

4) Особенности подготовки научных публикаций в журналах,  индексируемых в  авторитетных международных базах Скопус  (Scopus) и Веб оф сайнс  (WOS).

          С учетом современных требований к результативности научной и инновационной деятельности, требований оценки научных проектов, представленных на различные  конкурсы, перед научными коллективами кафедр и факультетов поставлена задача выполнения научных исследований мирового уровня с публикацией их результатов  в научных периодических изданиях, индексируемых в мировых наукометрических базах данных WOS и Scopus.

 

    ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ, ВХОДЯЩИХ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ «SСOPUS»

 

Язык публикации статьи

 

 

1) Статьи публикуются на английском языке.

 

Тип статьи

 

 

2) Статья может быть обзорная, фундаментальная  или экспериментальная.

 

Общий объем статьи (включая заголовок, аннотация, ключевые слова, текст, литература)

 

3) Оформление: шрифт TNR, 10 кегль обычный интервал между букв, межстрочный интервал 1; поля 2 см. со всех сторон, абзац – 2.57 см

4) Минимальный объем - 9 000 знаков с пробелами. Максимальный объем не более 20 000 знаков с пробелами.

5) При этом объем статьи в листах A4 от 3 до 6.

 

 

Соавторство

 

6) Допускается не более 4-5 соавторов.

 

Сведения об авторе(ах)

 

7) Сведения об авторе (ах) указываются после названия научной статьи.

8) ФИО автора полностью (на русском и английском языках) – сначала указывается имя, потом отчество, после него – фамилия – Ivan Ivanovich Ivanov.

9) Далее – название ВУЗа (на русском и английском языках) – в том варианте, как оно представлено в официальных документах / на вебстраницах ВУЗов или научных учреждений..

10) Почтовый адрес ВУЗа, включая улицу, дом, индекс населенного пункта.

11) В случае соавторства ВУЗ и адрес ВУЗа указывается для каждого соавтора в отдельности.  Если все соавторы из одного ВУЗа допускается указание ВУЗа и адреса ВУЗа после имени, отчества, фамилии последнего соавтора.

12) Больше в статье никаких сведений об авторе не указывать.

13) В самом письме указываете  е-mail и контактный телефон для связи.

 

Аннотация и ключевые слова

 

14) Аннотация должна содержать 200-250 слов.

15) Должно быть указание на то, что это аннотация (“Abstract: …”).

16) Аннотация не должна выделяться курсивом, подчеркиванием и т.п. Текст не должен быть разделен на абзацы.

17) В аннотации не допускается цитирование. Аббревиатуры должны быть расшифрованы.

18) В аннотации должна быть указана цель работы, подробно представлены выводы исследования.

19) Сразу после аннотации должны быть представлены 3-5 ключевых слов, которые могут состоять из отдельных слов и словосочетаний.

20) Должно быть указание на то, что это ключевые слова (“Keywords: …”)

 21) Курсивом или жирным шрифтом выделять текст ключевых слов не нужно.

22) Ключевые слова не должны содержать формулы и рисунки.

 

 

Требования к содержанию статьи и ее оформлению

 

23) После ключевых слов, нужно представить текст самой статьи. Текст ОБЯЗАТЕЛЬНО разбить на подглавы  при написании:

·         введение (не менее, чем с 8-10 ссылками на литературу);

·         методика;

·         результаты;

·         обсуждение (использовать 5-7 ссылок на работы других авторов по теме исследования, или, насколько это возможно, добавлять ссылки затрагивающие тему статьи);

·         заключение (обязательно указать ограничения данной работы и предположить возможные перспективы дальнейших исследований по теме, т.е., что автору не удалось сделать и вследствие этого направления развития исследования в будущем);

·         благодарности  (т.е. этот раздел нужен, если необходимо указать, что статья подготовлена в рамках гранта, поблагодарить коллег, которые не являются авторами статьи, но при их содействии проводилось исследование и т.п.);

·         литература (литературные источники оформляются по тексту как фамилия автора и год, в списке литературы  - в алфавитном порядке – см. «Пример оформления статьи», стр. 7-13 данного документа).

24) Размер шрифта и интервал между строками должен быть одинаковым по всему тексту.

25) Абзацы («красная строка») должны выставляться автоматически, а не с помощью клавиши “пробел”.

26) Наличие двойных или тройных пробелов не допустимо.

27) При первом употреблении аббревиатур обязательно указывать их расшифровку.

28) Прямая речь (цитирование) должна быть оформлена с использованием кавычек с английской раскладки клавиатуры – например …... НЕ ДОПУСКАЕТСЯ использование кавычек такого формата – «…..».

 

29) В статье символ должен быт заменён на #.

 

30) Греческие буквы, если они не входят в формулы, должны быть заменены английским переводом в квадратных скобках – например: l заменяется на [lambda], r заменяется на [rho] и т.д.

 

Требования к таблицам, рисункам и формулам

31) Текст может содержать таблицы, подписи к которым должны приводиться над таблицей с выравниванием по ширине.

32) Оформление текста в таблицах: интервал одинарный, шрифт 10 TNR.

33) В тексте необходимо давать ссылку на рисунок с указанием номера рисунка.

34) Все составляющие формул должны быть оформлены в макросе «Microsoft equation» (программа Word).

35) Графические рисунки должны быть хорошего качества. Если есть надписи, то текст должен отображаться четко.

36) Количество рисунков - не более 5-х с разрешение не менее 300 dpi. При превышении потребуется дополнительная оплата.

37) Количество таблиц и формул не ограничено.

38) Просьба высылать файлы со статьями в формате .doc, иначе при публикации возможно некорректное отображение рисунков и формул.  

 

 

Требования к источникам, используемым в статье

39) При заимствовании материала из других источников ссылка на эти источники обязательна.

40) В списке литературы должно быть не менее 15 источников.

41) Как минимум 2-3 источника - это работы, опубликованные за последние 5-10 лет.

42) Рекомендуется, чтобы не менее 50% источников, включенных в библиографический список, составляли работы, опубликованные на английском языке.

 

Оформление ссылок и списка литературы

43) Ссылки в тексте оформляются круглыми скобками.

44) Источники указываются по автору и году (например, в случае одного автора - Muralidharan, 2010; в случае двух авторов – Muralidharan and Bor, 2010; в случае трех авторов и более - Muralidharan et al., 2010).

45) На все источники из списка литературы должны быть ссылки в тексте.

46) Список литературы оформляется в соответствии с образцом (см. раздел  «Образец оформления литературы»).

 

 

Образец оформления литературы (если статья предоставляется на русском языке для последующего перевода, ссылки можно указывать в соответствии с ГОСТ или при помощи ресурса snoska.info)

 

47) Список литературы оформляется следующим образом:

 

Статья из журнала (печатный)

Calik, P., P. Yilgora, P. Ayhanb and A.S. Demir, 2004. Oxygen transfer effects on recombinant benzaldehyde lyase production. Chemical Engineering and Science, 59 (22-23):5075-5083. DOI:10.1016/j.ces.2004.07.070.

Статья из журнала (электронный)

Lal, R., 1995. Sustainable Management of Soil Resources in the Humid Tropics. United Nations University Press, Tokyo, Japan.
http://www.unu.edu/unupress/unupbooks/uu27se/uu27se00.htm (Accessed on March 17, 2011)

Книга

Navabi, Z., 1998. Analysis and Modeling of Digital Systems. 2nd Ed. McGraw Hill, New York. ISBN: 0070464790, pp: 632

Глава из книги

Katz, R.H., 1986. Computer-Aided Design Databases. In: New Directions for Database Systems, Ariav, G. and J. Clifford, (Eds.), Intellect Books, Norwood, NJ, pp: 110-123. ISBN: 0893913448

Отчет

Forastieri, V., 1999. The ILO Programme for Occupational Safety and Health in Agriculture.  International Labour Organization, Geneva, Switzerland.

Материал конференции

Magott, J. and K. Skudlarski, 1989. Combining Generalized Stochastic Petri Nets and PERT Networks For The Performance Evaluation Of Concurrent Processes. Proceedings of the 3rd International Workshop on Petri Nets and Performance Models, Dec. 11-13, IEEE Xplore Press, Japan, pp: 249-256. DOI: 10.1109/PNPM.1989.68558

Диссертация

Alkoaik, F., 2005. Fate of plant pathogens and pesticides during composting of greenhouse tomato plant residues. Unpublished dissertation in partial fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, Dalhousie University, Halifax, Nova Scotia, Canada.

Интернет-ресурс

UNEP, 2002. Cleaner Production Assessment in Industries. Production and Consumption Branch. United Nations Environment Program.
http://www.unepie.org/pc/cp/understanding_cp/cp_industries.htm (Accessed on February 13, 2011)

Официальный источник

Sheng, T.C., 1989. Soil Conservation for Small Farmers in the Humid Tropics. FAO Soils Bulletin No. 60. Food and Agriculture Organization of the United Nations. Rome, Italy.
United Nations, 2001. Indicators of Sustainable Development: Guidelines and Methodologies.
United Nations Press, New York, USA

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виды информационных источников

Тема: "Методология научного исследования" (дисциплина "Научно-исследовательский семинар", для магистров)